13:46 Теория стихосложения: а оно нам надо? |
![]() Люди творческие всегда пытаются выразить себя тем или иным способом. Так рождаются картины, стихи, музыка. Не у всех и не всегда есть возможность учиться в музыкальной школе или познавать азы живописи, хотя вряд ли кто-то станет отрицать, что это обязательное условие для создания по-настоящему качественное произведение искусства. Взяться за "перо" и по-быстрому написать стихотворение кажется намного проще. Ведь начинающие поэты, едва достигнув возраста, когда эмоции бьют через край, видят мысленным взором свои первые стихи и с радостью записывают их на бумагу.
Тогда возникает резонный вопрос, для чего придумали целую науку стихосложения, изучением которой не брезговали сами классики мировой литературы? Ответ на него лежит на поверхности, но почему-то для многих остается тайной за семью печатями. Создав свое первое произведение, одни авторы скрывают свои порывы от знакомых, пряча рукописи в "стол". Другие, наоборот, гордятся ими и стараются выставить на всеобщее обозрение. Но независимо от того, подвергаются ли стихи критике со стороны читателей, профессионалов или самокритике, их творцы очень скоро понимают, что талант - это еще далеко не все.
Даже человек одаренный, способный вложить душу в свое произведение, сначала совершает ошибки, на которые ему обязательно укажут. В отличие от молодых авторов, критики и поклонники никогда не забывают, что поэзия - это не только искусство, но и сложная наука со своими правилами. Пусть они имеют более размытые границы, чем законы физики, они все-таки существуют, и их желательно придерживаться. Осознание этого факта может стать болезненным ударом по самолюбию писателя, не владеющего азами стихосложения и услышавшего, как другие исправляют "ошибки" в его выстраданных стихах. Так почему бы не улучшить свое литературное образование и тем самым не смягчить неизбежный удар, который нанесут восторженному новичку скептически настроенные и крайне рациональные критики?
Прежде чем понять, с какой стороны подойти к теории стихосложения, не плохо разобраться в том, что важнее всего в любом стихотворном произведении? Даже школьник сумеет ответить на этот вопрос верно. Ритм и рифма лежат в основе всего. Если их проигнорировать, в лучшем случае получится набор кое-как связанных по смыслу слов. Именно об этих двух составляющих должен думать любой поэт, которому подсчет гласных, мысли об ударениях, переживания по поводу падежей и окончаний кажутся ужасно скучным и претят возвышенной натуре, способной взять строчки буквально из воздуха и перенести их на бумагу.
Ритм - это основа основ, без которой ни один классик не стал бы классиком. Отличить ямб от хорея, как писал Пушкин в бессмертном «Евгении Онегине», дано далеко не всем. А многим это кажется и вовсе пустым делом, лишь удлиняющим и усложняющим работу. Такие авторы искреннее верят, что никто не станет считать слоги и расставлять ударения, поразившись глубиной их чувств и эмоций. К сожалению, это не совсем так. Если ритм не был соблюден, читать стихотворение будет сложно, его смысл начнет ускользать, а книголюбу быстро надоест продираться сквозь немелодичные дебри. А это значит, необходимо точно понять, чем амфибрахий не похож на анапест, и в процессе написания стихотворения все время держать это открытие в памяти. Проверить себя легко - достаточно напеть получившееся стихотворение и посмотреть, получится ли это сделать, ни разу не сбившись.
Рифма имеет чуть меньшее значение. В конце концов, существует такое понятие как "белый стих". Тем не менее, лучше подбирать слова, которые станут рифмоваться между собой, при этом избегая избитых и нередко достаточно некорректных вариантов, встречающихся на каждом шагу. Именно они чаще всего ассоциируются с произведениями молодых авторов и успевают набить оскомину, прежде чем писатель наберется опыта, почувствует силы экспериментировать и преуспеет в этом начинании. Изучение азов поможет сократить время, затраченное на стихи сомнительного качества.
Вот и выходит - чтобы написать хороший стих и из любителя превратиться в профессионала, автор обязательно должен заняться самообразованием. Это даст возможность сочинять грамотные, красивые, берущие за душу произведения без излишней экспрессии и плагиата. Во-первых, не помещает много читать, что обязательно расширит кругозор и словарный запас новичка. Во-вторых, полезно будет пообщаться с маститыми поэтами, талант которых уже признали и критика, и публика. Они могут поделиться своим опытом и помочь исправить самое "сырое" стихотворение. Но чтобы подобное сотрудничество вышло продуктивным, ни в коем случае нельзя бояться критики и реагировать на нее излишне болезненно. Ну и в третьих, прежде чем провозглашать себя мастером слова и рассчитывать на похвалу от читателей и коллег, надо ознакомиться с азами стихосложения. Для этого существует специальная учебная литература, проводятся мастер классы и обучающие конкурсы.
Литературное агентство «Новые имена» предлагает молодым поэтам принять участие в различных проектах, которые повысят уровень их мастерства. Прислав на конкурс свои творения, они смогут не только поделиться с читателями собственными переживаниями, но и получить консультацию от опытных редакторов, филологов. Они дадут оценку творениям молодых коллег, расскажут, как в будущем избегать грубых ошибок и написать шедевр, читать который будет приятно.
И помните, стихосложению учились еще древние римляне и греки, его преподавали дворянам в Средневековье и вдалбливали в головы лицеистов в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Лучшие поэты в истории знали все о размере стиха и рифме, что, в конечном итоге, помогло им стать прославленными классиками. Дело за современниками. С программой по литературному консультированию можно ознакомиться тут. |
|
|
| Всего комментариев: 0 | |
